О речи устной и письменной

БИБЛИОТЕКА КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
The Library of Culture of Health


О речи устной и письменной/составитель Л.А. Бобина


Скан обложки книги

О речи устной и письменной / сост.: Л.А. Бобина. — Новочебоксарск : ТЕРОС, 1995. — 36 с. — (Библиотека культуры здоровья. Серия "Учебная литература" ; вып. 2). — ISBN 5-88167-006-Х

В издании приведены основные сведения, необходимые для успешной учебно-познавательной деятельности студентов факультета инструкторов Культуры Здоровья — лекторов и других факультетов Международного Университета Культуры Здоровья.

Оглавление
Из истории ораторского искусства.
Теоретические и психологические основы лекторского мастерства.
Техника речи.
Выбор темы.
Подбор материала.
Виды изложения материала.


Перикл, в совершенстве владевший ораторским искусством, правил в Афинах четыре десятилетия. Можно привести такой факт, свидетельствующий о силе воздействия на людей речей Перикла. Однажды самого знаменитого борца Греции спросили, кто сильнее – он или Перикл. Борец ответил: «Если я даже положу Перикла на обе лопатки, то и тогда он докажет, что побежден я, и народ ему поверит».

Оратор должен хорошо владеть искусством убеждения. А чтобы убедить кого-либо, необходимо уметь управлять своими мыслями. Способствует этому логика мышления. Поэтому лектор обязан прежде всего усвоить логические основы лекторского мастерства:
1) законы и методы логического мышления;
2) логику доказательств;
3) логику ведения дискуссии.

Голосовой аппарат человека состоит из четырех частей: 1) дыхательных органов, 2) вибраторов (голосовые связки), 3) резонаторов (гортань, полость рта, полость носа), 4) артикуляторов (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо). Строением голосового аппарата определяются характеристики голоса: звучность, темп, высота, тембр, артикуляция и произношение.

А теперь поговорим о внешнем облике оратора, включающем в себя внешность, манеры, жесты, мимику, позу.
Не обязательно быть красивым, чтобы оказаться в своем деле на высоте, но обаятельным быть желательно. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого внешнего шика. Не вызывайте у людей удивления и зависти, ибо это помешает им слушать вас.
2. Надлежащие манеры лектора имеют более существенное значение, чем его внешность. Вы должны уметь создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Не суетитесь! Спокойно направляйтесь к месту выступления. Не перебирайте на ходу свои записи, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок волосы, не поправляйте галстук на виду у всех. Обо всем этом надо подумать заранее.
3. Поза должна быть свободной, но достойной. Постарайтесь заранее подобрать удобную для себя позу перед зеркалом. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.
4. Жесты имеют значения для усиления эмоционального звучания слов, а также как физическое выражение творческих усилий лектора. Они помогают создать гармонию равновесия в позе лектора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. При жестикуляции пользуйтесь следующими правилами:
а) жесты не должны быть непроизвольными;
б) жестикуляция не должна быть непрерывной, ибо далеко не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом;
в) жестами необходимо управлять сознательно;
г) в жестикуляцию необходимо вносить разнообразие;
д) жесты должны соответствовать своему назначению.

запросить книгу

Книга на сайте BIBLUS


Copyright (c) 2014 “К Здоровью через Культуру”. All rights reserved. E-mail: thvc@yandex.ru